Государственные денежные знаки могут именоваться по-разному: банкноты, кредитные деньги, казначейские билеты — в зависимости от обеспечения бумажных денег.
Когда в роли эмитента выступает частная компания, она может дать своим суррогатным деньгам любое название.
В 1918 году «Бельгийское о-во Ростовского н-Д. Трамвая» решило назвать выпущенные им денежные знаки коротко и понятно — «СДАЧА».
Обратим внимание на название эмитента — в нем упомянуты:
- национальная принадлежность капитала — «Бельгийское о-во»;
- место приложения капитала — «Ростовского н-Д»;
- сфера приложения капитала — «Трамвая».
Так обычно называют первопроходцев в том или ином бизнесе, которому не нужно обособляться от конкурентов — конкуренты как таковые еще отсутствуют.
Бельгийцы в Ростове-на-Дону были первопроходцами во многом.
Заключив в 1898 году договор с местной городской управой на создание сервиса под название РЭТ — Ростовский электрический трамвай, бельгийцам пришлось:
- построить в городе электростанцию,
- заменить рельсы и шпалы от конки на новые,
- приобрести и доставить в Ростов-на-Дону трамваи,
- да еще обучить ростовчан водить эти самые трамваи и их ремонтировать.
С конкурентами бельгийца повезло вдвойне: электрического трамвая в городе не было, а директор существующей конно-железной дороги (конки) Иосиф Моисеевич Файн не стал ставить палки в колеса тем, кто реально отбирал у него часть пирога пассажирских перевозок.
Конка была размером поменьше трамвая, да и двигалась она помедленнее — около 8 км в час: с появлением РЭТ острые на язык горожане стали над ней подтрунивать: «Конка, конка, догони цыплёнка !»
Какое-то время конка и РЭТ существовали параллельно, хоть и не без приключений: 18 декабря 1901 г. вагон конки врезался в электрический трамвай — лошадки-то не имели механизма автоматического торможения.
РЭТ перевозил ростовчан не только по городу: в 1902 году было открыто движение электрического трамвая по маршруту Ростов-Нахичевань.
К 1914 году ростовский электрический трамвай уже освоил 8 маршрутов: РЭТ возил не только пассажиров, но и грузы, что было очень востребовано в период Первой мировой войны.
1918 год : Россия сменила и своё название, и заменила тех, кто ею управлял, а металлические монеты — любого достоинства ! — из обращения исчезли.
А электрический ростовский трамвай — он-то как раз не исчез: РЭТ продолжал перевозить ростовчан и даже освоил для себя функцию эмитента бумажных денежных знаков.
«Сдача» — так было написано на листке плотной бумаги размером 4.5 см х 8 см: коротко и понятно.
Ростовчане, которые пользовались трамваем каждый день, не отказывались принимать от контролера выпущенные суррогатные деньги мелкого достоинства — 1 копейка, 2 копейки и 5 копеек.
Эти дензнаки на руках у горожан фактически представляли собой беспроцентный кредит, который пассажиры оказывали трамвайной компании в счет своих будущих поездок.
Год выпуска на купоне бельгийцы не печатали, нумерацию — не предусмотрели, факсимильную подпись ответственных лиц также сочли излишней.
Но свою печать к оборотной стороне бельгийцы все-таки приложили — это для того, чтобы хоть как-то воспрепятствовать желанию ростовчан «проехаться зайцем на электричестве».
😊
В период Гражданской войны и в 1920-е годы только в одном Ростове-на-Дону дензнаки копеечных номиналов выпускали:
- Коллегия преподавателей реального училища — 1, 3, 5, 10 копеек;
- Родительский комитет при Петровском реальном училище — 5, 20 копеек;
- Приходской Совет Ростовского н-Д Кафедрального Рожд.- Богород. Собора — 10, 15, 20 копеек;
- Столовая бумажной фабрики им. Калинина — 15, 20, 25, 40 копеек;
- Коммерческий Клуб — 5, 20 копеек;
- Севкавкрайсуд. Буфет ЕПО — 2 копейки;
- Сев.Кавказское ТПО — 2, 8 копеек;
- ДонГЭС имени тов. Ленина — 15, 16, 22, 33 копейки
- Ростово-Нахичеванское н-Д Потребительское Общество — 25 копеек;
- Ростово-Нахичеванское н-Д Поощр. Скаковое Общество — 50 копеек;
- Комитет служащих и рабочих Юго-восточной конторы Центросоюза — 50 копеек;
- Военно-Кооперативное Управление Сев.Кав.Воен.Окр. — 50 копеек.
Название у тех дензнаков было разное: разменная марка, разменный бон, чек, талон, товарный ордер, кредитный ордер.
А вот дать суррогатным деньгам название СДАЧА пришло в голову только бельгийским трамвайщикам.
😊
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки — мне это будет и приятно, и полезно.
Комменты — welcome !
За репосты — отдельная благодарность! 👌