1918 год: денежные знаки с необычным названием

Государственные денежные знаки могут именоваться по-разному: банкноты, кредитные деньги, казначейские билеты — в зависимости от обеспечения бумажных денег.

Когда в роли эмитента выступает частная компания, она может дать своим суррогатным деньгам любое название.

В 1918 году «Бельгийское о-во Ростовского н-Д. Трамвая» решило назвать выпущенные им денежные знаки коротко и понятно — «СДАЧА».

Обратим внимание на название эмитента — в нем упомянуты:

  • национальная принадлежность капитала — «Бельгийское о-во»;
  • место приложения капитала — «Ростовского н-Д»;
  • сфера приложения капитала — «Трамвая».

Так обычно называют первопроходцев в том или ином бизнесе, которому не нужно обособляться от конкурентов — конкуренты как таковые еще отсутствуют.

Бельгийцы в Ростове-на-Дону были первопроходцами во многом.

Заключив в 1898 году договор с местной городской управой на создание сервиса под название РЭТРостовский электрический трамвай, бельгийцам пришлось:

  • построить в городе электростанцию,
  • заменить рельсы и шпалы от конки на новые,
  • приобрести и доставить в Ростов-на-Дону трамваи,
  • да еще обучить ростовчан водить эти самые трамваи и их ремонтировать. 

С конкурентами бельгийца повезло вдвойне: электрического трамвая в городе не было, а директор существующей конно-железной дороги (конки) Иосиф Моисеевич Файн не стал ставить палки в колеса тем, кто реально отбирал у него часть пирога пассажирских перевозок.

Конка была размером поменьше трамвая, да и двигалась она помедленнее — около 8 км в час: с появлением РЭТ острые на язык горожане стали над ней подтрунивать: «Конка, конка, догони цыплёнка !»

Какое-то время конка и РЭТ существовали параллельно, хоть и не без приключений: 18 декабря 1901 г. вагон конки врезался в электрический трамвай — лошадки-то не имели механизма автоматического торможения.

РЭТ перевозил ростовчан не только по городу: в 1902 году было открыто движение электрического трамвая по маршруту Ростов-Нахичевань.

К 1914 году ростовский электрический трамвай уже освоил 8 маршрутов: РЭТ возил не только пассажиров, но и грузы, что было очень востребовано в период Первой мировой войны.

1918 год : Россия сменила и своё название, и заменила тех, кто ею управлял, а металлические монеты любого достоинства !из обращения исчезли.

А электрический ростовский трамвай — он-то как раз не исчез: РЭТ продолжал перевозить ростовчан и даже освоил для себя функцию эмитента бумажных денежных знаков.

Сдача 1918 года – 2 копейки РЭТ – Бельгийское о-во Ростовского н-Д. Трамвая.Сдача 1918 года – 2 копейки РЭТ – Бельгийское о-во Ростовского н-Д. Трамвая.

«Сдача» — так было написано на листке плотной бумаги размером 4.5 см х 8 см: коротко и понятно.

Ростовчане, которые пользовались трамваем каждый день, не отказывались принимать от контролера выпущенные суррогатные деньги мелкого достоинства — 1 копейка, 2 копейки и 5 копеек.

Эти дензнаки на руках у горожан фактически представляли собой беспроцентный кредит, который пассажиры оказывали трамвайной компании в счет своих будущих поездок.

Сдача 1918 года – 2 копейки РЭТ – Бельгийское о-во Ростовского н-Д. Трамвая.Сдача 1918 года – 2 копейки РЭТ – Бельгийское о-во Ростовского н-Д. Трамвая.

Год выпуска на купоне бельгийцы не печатали, нумерацию — не предусмотрели, факсимильную подпись ответственных лиц также сочли излишней.

Но свою печать к оборотной стороне бельгийцы все-таки приложили — это для того, чтобы хоть как-то воспрепятствовать желанию ростовчан «проехаться зайцем на электричестве».

😊

В период Гражданской войны и в 1920-е годы только в одном Ростове-на-Дону дензнаки копеечных номиналов выпускали:

  • Коллегия преподавателей реального училища — 1, 3, 5, 10 копеек;
  • Родительский комитет при Петровском реальном училище — 5, 20 копеек;
  • Приходской Совет Ростовского н-Д Кафедрального Рожд.- Богород. Собора — 10, 15, 20 копеек;
  • Столовая бумажной фабрики им. Калинина — 15, 20, 25, 40 копеек;
  • Коммерческий Клуб — 5, 20 копеек;
  • Севкавкрайсуд. Буфет ЕПО — 2 копейки;
  • Сев.Кавказское ТПО — 2, 8 копеек;
  • ДонГЭС имени тов. Ленина — 15, 16, 22, 33 копейки
  • Ростово-Нахичеванское н-Д Потребительское Общество — 25 копеек;
  • Ростово-Нахичеванское н-Д Поощр. Скаковое Общество — 50 копеек;
  • Комитет служащих и рабочих Юго-восточной конторы Центросоюза — 50 копеек;
  • Военно-Кооперативное Управление Сев.Кав.Воен.Окр. — 50 копеек.

Название у тех дензнаков было разное: разменная марка, разменный бон, чек, талон, товарный ордер, кредитный ордер.

А вот дать суррогатным деньгам название СДАЧА пришло в голову только бельгийским трамвайщикам.

😊

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки — мне это будет и приятно, и полезно.

Комменты — welcome !

За репосты — отдельная благодарность! 👌

Источник

Comments (0)
Add Comment