1. Чтобы прочувствовать дух истории.
Содержание статьи:
Для начала стоит осмыслить, что Геродот жил почти две с половиной тысячи лет назад. Это огромный срок. И уже тогда люди стали задумываться о прошлом, о тех временах, которые предшествовали их эпохе. Несмотря на то, что Геродот, как первый известный античный историк, опирался скорее на мифы и воспоминания, чем на факты и документы, его труд обладает увлекательным слогом, интересными сюжетами и другими литературными достоинствами. Поэтому «История» читается не как историческое сочинение, а как былина или эпос, причем весьма увлекательный. Геродот не придерживается строгой системы, и его мысль плавно перетекает с одних событий на другие, объединяя их в одну цепочку и живописное полотно. Геродот действительно вызывает интерес к прошлому за счет таланта рассказчика.
2. Чтобы понять культуру эллинов.
Древнегреческая культура имеет множество аспектов; она может проявляться в керамике, архитектуре, поэзии, философии и многом другом. Понять стиль мышления и образ жизни древних греков можно в том числе и по сочинению Геродота. Особенно ярко это видно на материале других государств, где историк описывает взаимодействие греков с персами, египтянами, скифами и другими народами, сравнивает их.
3. Чтобы получить первоначальные знания по истории.
Хоть и не системно, но Геродот собирал сведения о прошлом. По тексту сочинения видно, что он путешествовал по Средиземноморью и не понаслышке знает некоторые (не все) особенности из истории государств и народов региона. Особенно ценные сведения касаются конечно самой Греции и близлежащих областей. Приводимые факты имеют особую ценность в сопоставлении с сочинениями других историков и специальными исследованиями в области археологии, например.
4. Чтобы повысить эрудицию.
Тут речь идет о том, что сочинения историка содержит не только фактологию, но и массу классических сюжетов и ситуаций, которые сейчас стали уже архетипами и именами нарицательными. Например, захватывает история про царицу Вавилона Нитокрис:
"Эта же царица [Нитокрис] обманула потомство вот какой хитростью. Она повелела воздвигнуть себе гробницу над воротами в самом оживленном месте города (гробница находилась непосредственно над самими воротами) и вырезать на ней надпись, гласящую вот что: «Если кто-нибудь из вавилонских царей после меня будет иметь нужду в деньгах, то пусть откроет эту гробницу и возьмет сколько пожелает денег. Однако без нужды пусть напрасно не открывает ее. Но лучше бы вовсе [не открывать гробницы]». Так эта гробница оставалась нетронутой, пока вавилонское царство не перешло к Дарию. Дарию казалось даже странным, почему он не воспользовался [этой гробницей над] воротами, хотя там лежат сокровища, которые к тому же [как бы] сами приглашают завладеть ими. Царь, однако, не захотел пройти через эти ворота, потому что над головой [у него] оказался бы мертвец. Открыв же гробницу, он не нашел там никаких сокровищ, а только покойника и вот такую надпись: «Если бы ты не был столь жадным, то не разорял бы гробниц покойников»."
5. Чтобы начать разбираться в антропологии.
Геродот ухитрился вложить в свой труд не только изложение событий, но и описание традиций и обычаев народов древнего мира. Да, некоторые истории явно связаны с выдумками, мифологией или легендами, то есть не соответствуют действительности. Но другие – похожи на истину. Например, рассказ про погребальный обряд скифов.
"Спустя год они вновь совершают такие погребальные обряды: из остальных слуг покойного царя выбирают самых усердных (все они коренные скифы: ведь всякий, кому царь прикажет, должен ему служить; купленных же за деньги рабов у царя не бывает). Итак, они умерщвляют 50 человек из слуг удушением (также 50 самых красивых коней), извлекают из трупов внутренности, чрево очищают и наполняют отрубями, а затем зашивают. Потом на двух деревянных стойках укрепляют половину колесного обода выпуклостью вниз, а другую половину — на двух других столбах. Таким образом они вколачивают много деревянных стоек и ободьев; затем, проткнув лошадей толстыми кольями во всю длину туловища до самой шеи, поднимают на ободья. На передних ободьях держатся плечи лошадей, а задние подпирают животы у бедер. Передние и задние ноги коней свешиваются вниз, не доставая до земли. Потом коням надевают уздечки с удилами, затем натягивают уздечки и привязывают их к колышкам. Всех 50 удавленных юношей сажают на коней следующим образом: в тело каждого втыкают вдоль спинного хребта прямой кол до самой шеи. Торчащий из тела нижний конец кола вставляют в отверстие, просверленное в другом коле, проткнутом сквозь туловище коня. Поставив вокруг могилы таких всадников, скифы уходят"
История Геродота – отличный старт для погружения в историческое образование для историков, а также прекрасная книга для расширения общего кругозора и эрудиции.