Нелюбимая, или “Медея” Еврипида

Пьеса «Медея» опубликована Еврипидом в 431 году до н.э. на базе мифа об аргонавтах и похода Ясона за Золотым руном. Мы прекрасно знаем эту историю. Плавание в Колхиду, любовь Медеи и Ясона, помощь Медеи в добыче руна, побег из Колхиды обратно в Элладу с добычей и новой женой в придачу. Далее начинаются похождения этой четы.

Прибыв в Иолк уже в качестве супруги Ясона, Медея уговорила дочерей Пелия совершить волшебный обряд, который должен был вернуть ему молодость, но коварно обманула их, и старый царь умер мучительной смертью, после чего Ясону с женой и сыновьями пришлось искать приюта в Коринфе, где Ясон и задумал жениться на дочери местного царя Креонта. С этого момента начинает свою трагедию Еврипид.

Ясон решил оставить жену Медею, чтобы жениться на дочери коринфского царя Креонта. Желая отомстить сопернице, Медея послала ей через своих с Ясоном детей отравленные пеплос и диадему. Детей же своих убила, чтобы ещё ужаснее уязвить Ясона. В конце пьесы на сцену спускается золотая колесница Гелиоса, в которой Медея с трупами детей покидает земной мир.

В сравнении с другими античными трагедиями эта не выделяется сложностью. Конфликт Медеи прост и универсален: обманутая, нелюбимая женщина. Нет ничего страшнее для женщины, чем быть нелюбимой, и ходить тенью при живом муже, который к ней отныне равнодушен и больше не греет постель.

Проблема в том, что современных достижений цивилизации вроде мирного развода тогда не существовало, и жена вынуждена была следовать за мужем, хочет она того или нет. На эти правовые сложности накладывались также культурные патриархальные традиции, по которым виновата во всем всегда женщина. Но в отличие от других современниц Медея не хочет мириться с таким положением дел и сознательно идет на нарушение запретов.

С точки зрения морали Медея абсолютно права. Если муж изменяет, ему надо дать развод, это законное право, но права этого она лишена и должна терпеть такое положение вещей. Нет, Медея действует иначе – жестоко и радикально. Оценка поступка Медеи и составляет ядро всей трагедии – имела ли она право поступить так с детьми и собой или все-таки нет?

Окончательного ответа на этот вопрос нет.

С одной стороны, ничто не мешало бы Медее завести новый роман с другим мужчиной. С другой, она совершила возмездие – наказала гулящего мужа, причем самым жестоким образом, лишив его и себя заодно потомства. Не каждый смог бы сделать такое, а значит Медея – это тип женщины, которая будет действовать решительно и не потерпит унижений, для нее это буквально невыносимо. Принципы важнее жизни. Когда у тебя нет других прав, кроме распоряжения собственной жизнью, единственное, что остается – это покончить с ней, наказав и проучив нарушителя до конца его дней. В мужском мире завоевателей и героев Древней Эллады такая позиция женщины выглядела аномалией, и тем сильнее эффект от поступка героини. Греки архаического периода привыкли красть, выдавать женщин замуж, делать с ними все что заблагорассудится, то есть относиться к ним как к говорящей скотине, даже к благородным царевнам. При этом, конечно, испытывали к ним любовь и страсть, но все же.

Поэтому решительный поступок Медеи выглядит для общества того времени оплеухой патриархальному укладу и до сих пор вдохновляет феминистское движение на защиту прав женщины. Следовательно, Медея – это трагический образ нелюбимой женщины, которая готова была бы стерпеть все ради взаимной любви, но не будет мириться с унижением ради приличий, чтобы всю жизнь провести в забвении и поругании.

Есть поговорка «Берегитесь гнева терпеливых». В этом же ключе можно сказать «Опасайся гнева нелюбимой женщины».

Женщин надо любить.

Comments (0)
Add Comment