“Отец смотрит на запад” Екатерины Манойло

Дебютный, а потому во-многом автобиографический роман современной писательницы Екатерины Манойло. Главная героиня ее романа «Отец смотрит на запад» Катя, и это та ситуация, когда совпадения не случайны. Катя – бойкая умная девушка, приехавшая в Москву из приграничного с Казахстаном захолустья. Она наполовину русская по маме и казашка по отцу. Вырвавшись с исторической родины, в столице она начинает усердно трудиться на наемной работе, снимает квартиру, погружается в массу чисто бытовых проблем, но приходит известие о смерти отца и открытии наследства, квартиры. Катя вынуждена возвращаться на родину, туда, куда возвращаться ей совершенно не хочется, но куда тянет липким противным магнитом.

Роман небольшой и технически написан очень легким языком, отчего довольно быстро читается. При этом действие прыгает между настоящим и прошлым, рисуя перед читателем историю жизни главной героини, которая была отнюдь нелегкой.

Главное достоинство текста – убедительное описание пустынной окраины, медвежьего угла громадной страны, где никогда ничего не происходит, а время медленно ползет по кругу, сплюснутое в сухую смрадную лепешку. Дни сливаются в одно месиво, и оно тянется патокой до бесконечности. Детство девушки – это солнце, пыль, ветер пограничной степной зоны. Это убогие хибары, больше похожие на помойки, уродливые женщины, еще более уродливые мужчины и злые дети, причем среди них очень много этнических казахов, несущих в себе культурные особенности этого народа, как хорошие, так и плохие. Плохих, к сожалению, больше.

Екатерина МанойлоЕкатерина Манойло

Главная тема романа – средневековые предрассудки и пещерный мужской шовинизм, особенно сильный среди среднеазиатских мужчин. Это мир, где женщина не просто отодвинута на второй план, но низведена до состояния крепостной прислуги. Это мир, где ударить женщину так же легко, как почесать ухо. Это мир, где женщин выдают замуж, покупают и продают, не спрашивая их мнения. Самое грустное, в таком мире женщина со своей участью вынуждена смириться и даже извлекать из нее определенные дивиденды.

Но не Катя, которая вступает с культурной средой в конфликт и автоматически становится объектом для агрессии как со стороны мужчин, так – причем особенно сильно – со стороны других женщин, поскольку подает им опасный пример обретения свободы. В романе очень много сцен и эпизодов, где это красочно показано.

Короче, это роман о борьбе с обстоятельствами.

Все в целом хорошо, но местами, этот наш клятый шовинизм кажется притянутым за уши. Если не брать ходов с магическим реализмом в отношении младшего брата, остальные мужчины выглядят в произведении сущими скотами, озабоченными лишь едой, сексом и деньгами. То есть положительных мужских персонажей в тексте нет. Так не бывает. При этом в ряде ситуаций мужчина показан как кобель, не способный вообще ни как какому мышлению, например, в сцене с аварией в пустыне на пути к кладбищу. Это, конечно, замечательный повод, чтобы совершить свое грязное дело, но не слишком ли даже для такого персонажа как двоюродный брат?

В остальном текст хороший, в том плане, что не является агиткой, а передает историю жизни девушки, которая просто хотела бы быть счастливой. Но не получилось. Другие смирятся, но Катя не опускает руки и борется. Значит, это жизнеутверждающий и оптимистичный роман, а Екатерина Манойло делает уверенную заявку на интересное творчество в будущем.

Comments (0)
Add Comment