Рубль 1894 года

Рубль 1894 года с портретом императора Александра IIIРубль 1894 года с портретом императора Александра III

Моя бабушка Ольга Ивановна Кривоносова (Алексеева) прожила большую и трудную жизнь. Детей у нее было много, но вырастить удалось только четверых сыновей. Да и время жизни бабушки совпало с бурным временем истории России. Родилась она в 1874 г., при императоре Александре Втором, скончалась в 1957 году.

Я помню ее с моего раннего детства. Жили мы вместе в одном доме и потом в одной квартире. Она была добрым хорошим человеком, я не помню, чтобы она когда-либо повысила голос или побранила кого-то. Настоящая, любящая внуков бабушка.

Я любил всякие вкусности, которые она готовила. Специально для меня бабушка делала маленькие блинчики и разрешала пробовать пенку при варке малинового варенья. Часто брала меня на свои прогулки к подругам. Может, сказывалась дореволюционная привычка – дама должна быть с кавалером. Правда, кавалер был на 70 лет моложе. Повезло мне с бабушкой!

Моя бабушка Ольга Ивановна Кривоносова (Алексеева)Моя бабушка Ольга Ивановна Кривоносова (Алексеева)

Вот однажды бабушка мне подарила серебряную монету – рубль 1894 года с портретом императора Александра III. Может, она уже обратила внимание, что я интересуюсь монетами? Не знаю. Но она ничего не сказала, просто дала мне рубль и все. А я ничего не спросил, только поблагодарил, а надо было бы узнать, почему она берегла эту монету, откуда она у нее. Может, это память о ее счастливых молодых годах? На фото примерно так бабушка выглядела в 1894 году, ей около 20 лет. К сожалению, точной даты нет.

В 1955 году мы переехали в новую квартиру в центре г. Орла на берегу реки Оки. Соответственно, я перешел в другую школу. Познакомился с новыми товарищами и особенно подружился с моим тезкой Женей Парфеновым. Как жалко, что след его потерялся! Говорили, что он служил где-то на Севере, якобы там и погиб. Есть много чего вспомнить о наших шалостях.

Как-то раз я принес рубль Александра III1894 г. в школу и показал его Жене. Он сразу восхитился великолепием монеты и предложил мне поменяться с ним на красивейший кошелек с застежкой-«молнией», которая обегала по всем его углам, а внутри отделанный красным китайским шелком с драконами и цветами. Обмен такого рода среди школьных товарищей – обычное дело в то время. Не знаю, что склонило меня к обмену – красота кошелечка с невиданной молнией и китайскими драконами внутри или невозможность отказать другу в просьбе. Возможно, в равной степени оба фактора подействовали одинаково, тем более что все это было так спонтанно. Нам было некогда раздумывать. Мы жили в своем быстром темпе!

Однако этот случай стал важной вехой в моей жизни. У меня уже были какие-то монеты, например, рубль Александра I1802 г., несколько советских полтинников разных годов, некоторые медные монеты России и, конечно, иностранная мелочь, в том числе серебряная монета 20 левов 1930 года с портретом царя Бориса III, которую мне прислала болгарская школьница. Кстати, кошелек у меня моментально реквизировал второгодник Аксен из старших классов. Я об этом никому не сказал, не принято было жаловаться. Пусть ему будет стыдно, если жив!

Мне захотелось вернуть рубль Александра III. Какое-то время терпел, неудобно же сразу просить друга о возврате монеты, хоть и за что-то другое. Прошло время, может, полгода, может, меньше. Я спросил у Женьки, цел ли у него рубль?

– Где-то валяется, – ответил он. Но рубль так и не нашелся. Может, младший братишка его куда-то определил. На нет и суда нет.

Вот тут и начинается мой целенаправленный поиск монеты. С рубля Александра III, в 1955 году, я стал коллекционером-нумизматом, а до этого был просто собирателем. Минуло года два, и однажды меня занесло с компанией сверстников к одному серьезному филателисту. Игорь Александрович Грибакин иногда мелькал на малочисленных встречах коллекционеров города Орла, может, там и познакомился с ним кто-то из наших ребят. Это был молодой мужчина, возможно, фронтовик. Я слышал, что у него есть медаль «За боевые заслуги». Но нам он был он интересен как коллекционер, а значит, родственная по увлечению душа. А среди коллекционеров все равны, и стар, и млад, и все уважают друг- друга. И всегда интересно было встретиться с сотоварищем, посмотреть, чем он дышит, как говорится.

Мои ребята принесли новые советские марки для обмена на иностранные экзотические, которые были в обмене у Грибакина. Игорь Александрович наверняка вел переписку с филателистами разных стран, у него было, что менять.

– А что собираете Вы, молодой человек? – обратил свое внимание на мою пассивность Игорь Александрович.

Я немного стушевался, неудобно быть гадким утенком среди лебедей.

– Монеты – ответил я.

– А боны Вас не интересуют?

«Боны» было новым словом для меня, но я понял, о чем речь.

– Нет, только монеты!

Мой голос прозвучал уже уверенно. Атмосфера встречи была дружелюбной. Ребята получили интересные экземпляры, Игорь Александрович тоже был доволен обменом. И на этой волне всеобщего удовлетворения Игорь Александрович протягивает мне серебряный рубль императора Александра III 1894 года!

– Дарю!

Вот, мол, и тебе подарок для поднятия настроения. Так мог поступить только настоящий коллекционер! А я заметил, что настоящие коллекционеры обычно хорошие люди. При осмотре монеты, сопоставив некоторые факты, я уверовал, что это рубль моей бабушки! 1. Состояние монеты – 5 баллов.

2. Дома, где жили Грибакин И. А. и Парфенов Евгений – Старо – Московская и Московская улицы соответственно – в квадрате площади 1 км.

Вполне вероятно, что броуновское движение мальчишек интенсивно пульсировало в этом квадрате, перенося с собой всякие интересные штучки, которые оседали у коллекционеров…

Больше всего мне жалко, что именно эту вещественную память о бабушке – рубль Александра III 1894 года я не сохранил для внуков.

Евгений Кривоносов

Журнал Деньга / 39 2023

Comments (0)
Add Comment