В 1908 году в Греции, на острове Крит, проводились раскопки древнего города Фест, одного из центров минойской цивилизации. Молодой и тогда ещё неизвестный исследователь Луиджи Пернье занимался раскопками одного из зданий дворцового комплекса, когда в полу храмового хранилища обнаружил замаскированный слоем штукатурки тайник. Внутри находился небольшой диск сделанный из терракота. На нём были высеченные невиданные ранее молодым археологом символы. Вскоре после обнаружения всё научное сообщество заинтересовалось диском, но ни сам Луиджи ни специалисты по мионийской цивилизации не смогли понять что же это. И вот уже более 100 лет археологи пытаются разгадать тайну этого загадочного артефакта.
Луиджи Пернье входил в состав итальянской экспедиции, возглавляемой уже сделавшим себе имя Федерико Хальберром. Основной их целью было подробное изучение дворцового комплекса, который был разрушен сильным землетрясением вызванным извержением вулкана на ближайшем острове Санторин ещё во втором тысячелетии до н.э. По окончанию раскопок Луиджи Пернье публикует статью в журнале Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei, где описывает проведённые работы на острове Крит и историю обнаружения таинственного артефакта вместе со своими соображениями на его счёт. Статья сразу же стала сенсационной. Диск вызвал большой интерес не только в научной среде, но и среди общественности.
Там же Луиджи привёл описание фестского диска. Он представлял собой терракотовый диск диаметром около 16 сантиметров, а толщина в разных местах варьировалась в пределах 16—21 мм, что свидетельствует о его ручном изготовлении без использования гончарного круга. По обеим сторонам диска по спирали нанесено множество различных символов. Они разделены линями на группы по 2-7 символов. Так, вероятно, разделялись слова, которые эти знаки обозначали. Эти оттиски сделаны методом выдавливания деревянными печатями по ещё мягкой не застывшей глине (изделие не было подвержено обжигу). Датировали его 1800 – 1600 годами до н.э., что делает его самым древним когда-либо найденным печатным текстом.
Спустя год, в 1909, Пернье выпускает вторую статью уже в журнале Ausonia. За это время он лучше изучил артефакт, и высказал свои предположения о его происхождении, что могут значит символы и т.д. Также перерисовал некоторые знаки и, что важно, прикрепил к статье фотографии диска с двух сторон. Теперь весь мир увидел, как же на самом деле выглядела та самая находка, сделанная экспедицией на Крите. Эта статья стала ещё более популярной и вызвала ещё больше фурора, а диском заинтересовались именитые археологи со всего мира, в том числе главный специалист и первооткрыватель минойской цивилизации Артур Эванс. Он посвятил целый раздел в одном из своих трудов этой древней цивилизации. А первым нашим соотечественником, который провёл серьёзное исследование артефакта был филолог, папиролог, этрусколог Альберт Бекштрем.
Несмотря на десятки исследований никто из специалистов так и не смог определить ни чем является диск, ни что на нём написано. Символы на артефакте не похожи ни на какую минойскую письменность. Да и вообще ничего отдалённо похожего на Крите раньше не находили. Чем дольше учёные занимались вопросом фестского диска тем больше появлялось вопросов. Нет убедительных доказательств даже того, что он имеет критское происхождение, возможно диск завезли извне. В государствах с которыми Фест имел какие-либо отношения ничего подобного также не было зафиксировано. Артур Эванс считал, что диск мог быть привезён из юго-западной Анатолии. Он предположил, что артефакт может иметь отношение к народу Филистимлянам и мог быть своеобразным символом мирных отношений между ними и Фестом. Но и эта теория не получила подтверждения.
Более того мнения исследователей разделяются и на том к какой письменной системе отнести фестский диск: логографическому, при которой знак может означать целое слово или выражение, силлабическому, где знак обозначает отдельный слог или к привычному для нас алфавитному. Артефакты с подобными спиралевидными надписями находили и раньше. Однако они не имели отношение к фестскому диску и особо не помогли в его изучении.
Основная теория гласит о том, что это может быть календарь. Число полей в которых записаны символы на обеих сторонах 30 и 31, как дней в месяце. На одной из сторон 123 символа, на другой 119. Если сосчитать количество знаков при двукратном переворачивании диска получается 365, как дней в обычном году. Особенно пытливые умы увидели здесь даже лунный календарь. Согласно второй по популярности теории фестский диск может являться астрологическим инструментом для наблюдений и расчётов. А самое простое объяснение – это ритуальный предмет. Что-то вроде жертвенного диска или обычного молитвенника. Есть даже гипотеза о том, что это настольная игра, в которой нужно передвигать фишку на определённое количество ходов и так дойти до центра спирали.
По итогу за последние 116 лет исследователи так и не приблизились к разгадке тайны фестского диска. Специалисты утверждают, что для расшифровки символов нужны ещё примеры и пока не будут найдены другие артефакты с подобной символикой дешифровка текста (если это вообще текст) не сдвинется с места. Возможно в будущем археологи всё же смогут расшифровать эти знаки и мы наконец-то получим ответ на эту загадку.
Больше интересного у меня в телеграмме. Подписывайтесь.
Я КЛАДОИСКАТЕЛЬt.me