Во время охранно-спасательных работ в Турции в 2012 году была сделана интересная находка. Перед строительством канатной дороги в городе Антакья, на объект пригласили археологов, чтобы проверить территорию на наличие археологических памятников. Заложив несколько разведывательных шурфов они обнаружили дом, датируемый, примерно, 3 веком н.э. Но действительно интересное открытие было сделано, когда исследователи добрались до пола в столовой. Его украшала красивая мозаика с тремя сценами.
К сожалению, часть одной сцены оказалась повреждённой, но вот зато две другие остались в очень хорошем состоянии. Больше всего исследователей заинтересовало первое изображение, потому что для него, во-первых, использовали чёрный фон, а во-вторых, главным героем сцены является скелет, лежащий в расслабленной позе. Он ест хлеб и пьёт вино. По бокам от его головы надпись ΕΥΦΡΟΣΥΝΟΣ (дословно "радостный"), что можно перевести, как: "Веселись и живи в своё удовольствие". Хотя, некоторые специалисты интерпретируют этот девиз, как "Счастливы могут быть только усопшие".
Изображения скелетов на мозаиках крайне необычны, но всё же иногда встречаются в Римской культуре. Тема черепов и скелетов олицетворяла неизбежность смерти, но не всегда в негативном ключе. Например, в Помпеях также была найдена мозаика со скелетом держащем в руках два сосуда. Похожая на ту, что нашли в Турции есть и в монастыре Сан-Грегорио в Риме. На ней скелет лежит в похожей позе и присутствует надпись похожего характера: "Познай самого себя". Скелеты и вообще тематика смерти не была табуированная, наоборот, ко всему относились проще.
В отличие от своего костлявого соседа, герои на картине рядом совсем не расслаблены. Сцена изображает двух мужчин, рассматривающих солнечные часы на колонне и две надписи: ΤΡΕΧΕΔΕΙΠΝΟΣ и AKAIROS, что означает "спешащий на ужин" и "неподходящее время". А сами часы показывают время между 21:00 и 22:00. Обычно в 9 часов вечера у римлян были водные процедуры, а в 10 начинался ужин. Красивая мозаика идеально подходит для столовой, но у меня лишь один вопрос – как солнечные часы работают ночью? Ну что же, оставим это на совести автора мозаики. Не исключено, что по смыслу эти две картины связанны, особенно если учесть интерпретацию девиза на сцене со скелетом "Счастливы могут быть только усопшие". Ведь скелет никуда не торопится, в то время, как двое мужчин опаздывают на ужин.
Что было на последней картине сказать сейчас сложно. По сохранившемуся фрагменту исследователи предположили, что на ней был изображён раб, разжигающий огонь для растопки бани. Датируют мозаику также, как и виллу 3 веком н.э.
Что это была за вилла неизвестно. Историки считают, что это могла быть, как частная усадьба, так и благотворительная столовая. В пользу первой версии свидетельствуют найденные вокруг этого места различные артефакты, которые могли принадлежать богатому человеку, хозяину дома.
Сейчас археологический объект является частью проекта "Мозаичные дороги". Цель проекта привлечь туристов в ряд городов, богатых римскими и греческими мозаиками. Сама же мозаика перенесена в музей.
Больше интересного на моём телеграмм канале.
Я КЛАДОИСКАТЕЛЬt.me