Этот корабль 17 века должен был сделать революцию в кораблестроении, стать новым словом в огневой мощи и помочь Швеции установить господство в Балтийском море.
Построенный в 1625 году галеон "Васа" ("Ваза") был настоящим шедевром, в частности из-за своего грандиозного внешнего вида, ведь это был самый большой корабль в шведском флоте, а резные фигуры на его корпусе это отдельный вид искусства. Однако из-за ошибок при конструировании при первом же своём выходе в море он пошёл ко дну и был поднят на поверхность лишь спустя 333 года.
Шведский король Густав 2 Адольф взошёл на престол в 1611 году. Как только он взял власть в свои руки сразу стал реализовывать амбиции в число которых, кроме всего прочего, входило полное господство Швеции на Балтике. Для этого в 1620 году он распорядился составить план на несколько лет вперёд по усилению флота. В 1624 году король приказал лучшим мастерам стокгольмской военно-морской верфи сконструировать новые корабли – больше и мощнее. На постройку такого судна понадобилось три года, более 400 рабочих, а также порядка 16 гектаров леса. В процессе даже поучаствовал сам Густав 2 Адольф: утверждал размеры судна и какое на нём будет вооружение. За время постройки успел умереть главный судостроитель, поэтому сдавал проект королю уже его приемник.
Корабль в итоге получился действительно гигантских размеров. На момент 1628 года, когда он уже был готов, ничего подобного у других государств не было. Судно было названо в честь правящей династии "Васа". Считалось, что в море ему не будет равных, что поможет взять под контроль всё Балтийское море. 20-го августа 1628 года был запланирован первый выход флагмана в море. Корабль нагрузили балластом и установили отлитые специально для него пушки. Экипаж корабля должен был состоять из 145 человек, плюс на борт можно было взять около 300 солдат, но в первом выходе экипажа было всего 100 человек. Так как это было очень торжественное событие было разрешено взять на борт своих родственников. В гавани собрался народ, чтобы посмотреть, как будет отплывать "Васа". Возможно и сам король посетил бы торжество, если бы не находился на тот момент в Пруссии. Паруса подняты, залп пушек дан и корабль отправился в своё первое плавание.
Никто не мог предугадать чем всё кончится. Пройдя около полутора километров до острова Бекхольмен, из-за сильного порыва ветра судно начало крениться. Крен был настолько сильным, что через отверстия для пушек в трюм начала заливаться вода и "Васа" лЁг на бок. Так как катастрофа случилась совсем неподалёку от гавани Стокгольма помощь пришла быстро, однако к этому моменту 1200-тонная махина уже была наполовину под водой. Некоторых пассажиров и членов экипажа удалось спасти, но всё же было много погибших – по разным данным от 50 до 400 человек.
Узнав об этом, король был в ярости и приказал выяснить причину кораблекрушения. Он был уверен, что всё дело в халатном отношении членов экипажа, сделавших что-то не так. Но всё оказалось совсем иначе. При анализе чертежей судостроители выяснили, что была допущена ошибка из-за которой судно было неустойчивым. Предъявлять обвинение было некому, ведь конструктор уже скончался. Его приемник и владелец верфи на которой строили корабль пояснили, что делали всё по чертежам, удтверждённым самим королём. И его величество никто обвинять не стал.
Попытки поднять корабль предпринимались уже тогда, но все они были либо тщетными, либо только ухудшали положение. Речь шла даже не столько о подъёме судна, сколько о 64 пушках, весом по тонне каждая. Их стоимость была весьма значительной и оставлять их на дне было очень расточительно. Для подъёма собрали команду водолазов и к 1665 году на поверхность подняли 53 пушки.
Спустя много лет про затонувший корабль позабыли и попыток поднять его больше не предпринималось вплоть до 20 века. История судна заинтересовала Андреса Франсена, инженера и эксперта военно-морской истории. Мужчина решил самостоятельно выяснить, где находится корабль и спустя столько столетий наконец поднять его со дна, если получится. Пять лет он упорно изучал исторические записи, архивы и т.д. и параллельно этому на своей лодке, снабжённой большой рыбацкой сетью, которой в промышленных масштабах ловят рыбу, изучал предположительное место катастрофы. В итоге в ходе планомерных поисков "Васа" всё-таки был найден. Случилось это в августе 1956 года, а уже в апреле 1961 спустя долгих 333 года судно наконец-то подняли со дна.
Из-за того что Балтийское море не такое солёное, как многие другие в нём не водятся тередениды – морские моллюски которые совсем непрочь отведать деревянный корпус корабля, их также называют корабельные черви. Благодаря этому судно сохранилось очень даже хорошо, для корабля пролежавшего на дне моря три столетия. Его пришлось долго реконструировать, после чего специально для "Васа" был построен отдельный музей, где главным экспонатом является 70-метровый галеон высотой более 50-метров, некогда надежда всего шведского флота.
Больше интересного на моём телеграмм канале.
Я КЛАДОИСКАТЕЛЬt.me