Во время ремонта дороги в городе Ним археологи обнаружили древнеримский некрополь с удивительным погребальным инвентарём

Недавно учёные из Национального института археологических исследований провели крупные раскопки в самом центре французского города Ним. В ходе охрано-спасательные работ были изучены две римские дороги. Одна из них была знаменитой Виа Домиция – самая первая дорога, соединявшая Древний Рим c провинцией Испания. В ходе исследования они обнаружил некрополь, в захоронениях которого нашли редкие и очень красивые артефакты.

Раскопки двух древнеримских дорог и некрополя во французском городе НимРаскопки двух древнеримских дорог и некрополя во французском городе Ним

Дорога Домиция была построена по приказу консула Гнея Домиция Агенобарба между 120 и 118 годами до н.э. Это был самый длинный на тот момент сухопутный маршрут в империи. Кроме того, она была единственной ведущей напрямую в город Ним. На данный момент изучить даже небольшой участок этой дороги здесь крайне сложно, ведь прямо поверх неё находится современная улица Бокер. Раскапывать её значит снимать дорожное полотно, убирать тротуары и т.д. Такое по прихоти учёных делать не будут. Однако недавно власти города распорядились провести ремонтные работы дороги. Такие работы по законам Франции не обходятся без участия археологов.

Погребальная ограда выстроенная из обломков известнякаОбщий вид на место раскопокПогребальная ограда выстроенная из обломков известняка

Ширина участка дороги Виа Домиция, включая каменные тротуары, составила15 метров и шла она с востока на запад. Кроме неё исследователи обнаружили ещё одну дорогу, проходящую поперёк с севера на юг. Последняя оказалась гораздо уже и была построена, вероятно, позже. Археологи достаточно хорошо изучили обе дороги, но это оказалось не всё что здесь было скрыто долгие века.

Вторичное погребение со стеклянными изделиямиВторичное погребение со стеклянными изделиями

Изучив обочины по обеим сторонам они почти сразу стали обнаруживать захоронения. Во времена Древнего Рима считалось нормальной практикой хоронить прямо у дорог, потому что устраивать погребения в черте города запрещалось. Всего вдоль двух дорог было найдено несколько погребальных оград, содержащих 15 могил. Большинство из них представляли собой кремационные захоронения и лишь часть обычные грунтовые, в том числе могила маленького ребёнка, буквально с керамическим сосудом в руках.

Детское захоронение в котором были найдены керамическое изделие и металлическая лампаДетское захоронение в котором были найдены керамическое изделие и металлическая лампа

Также обнаружили несколько погребальных костров. Некоторые кострища сложены из обломков известняка или терракотовой плитки, а другие были закопаны в землю. Кремационные погребения располагались преимущественно вокруг таких костров. Это достаточно необычная и не часто встречающаяся практика, когда останки сжигают рядом с могилой.

Некоторые артефакты найденные в захоронениях около римских дорогНекоторые артефакты найденные в захоронениях около римских дорог

Погребальный инвентарь достаточно скромный, но от этого не менее интересный. По большей части это керамические сосуды разного назначения встречающиеся в каждом захоронении. В детской могиле о которой я упоминал ранее нашли ещё один артефакт – бронзовая масляная лампа. Судя по отчёту который опубликовал INRAP это единственный металлический предмет найденный на всём кладбище. Но больше всего внимания привлекли стеклянные изделия невероятной красоты. Учёные отмечают их высокое качество. Большинство сохранились в первоначальном виде и были абсолютно целыми. Что поражает больше всего, так это их окрас.

Стеклянные изделия с необычным окрасом найденные во время раскопокСтеклянные изделия с необычным окрасом найденные во время раскопок

По заявлению национального института археологических исследований раскопки на данный момент завершены, а артефакты отправлены в лабораторию. Но к ремонту улицы вернуться не сразу. Несколько дней здесь будет проводиться экскурсия для всех желающих.

Больше интересных находок у меня в телеграмме.

Я КЛАДОИСКАТЕЛЬt.me

Comments (0)
Add Comment