Как читать Рэя Брэдбери (часть 1)
Путеводитель по творчеству Рэя Брэдбери выстроить несложно.
Все потому, что Брэдбери максимально универсален и прост, отчего его сможет понять и ребенок, и старик, то есть любой способный читать человек независимо от расы, возраста, пола, вероисповедания и так далее. Брэдбери универсален, как эсперанто, и прекрасен как природный узор. Поэтому читать его максимально легко.
Но с чего же все-таки начать? Существует масса известных книг автора, мировых шедевров, обязательных к прочтению. И все-таки за что хвататься, какую книгу читать первой, какую позже, может есть что-то, чего не стоит читать у этого автора в принципе?
Так, без паники.
Сейчас все разложим по пунктам, учитывая все особенности творчества, тем, сюжетов и прочей авторской специфики.
1. Во-первых, для понимания авторского языка и стиля у Брэдбери лучше начинать читать малую прозу – то есть научно-фантастические рассказы. Рэй известен в первую очередь как рассказчик, и это один из тех авторов мировой фантастики, который написал огромнейшее количество рассказов, измеряемых сотнями. Еще раз – СОТНЯМИ. Брэдбери написал множество хороших, десятки отличных, и штук двадцать просто гениальных рассказов на все времена. Соответственно, у него вышла масса сборников рассказов.
Ладно. Итак, рассказы.
Сборник «Человек в картинках» 1951 года. Книга неоднократно переиздавалась и до сих пор пользуется огромной популярностью. Здесь есть все классические фантастические рассказы мастера, например, «Все лето в один день», «Нескончаемый дождь», «Город», «Вельд», «Изгнанники». Далекий и не столь отдаленный космос, Земля, будущее далекое и близкое, человек и не люди.
Далее – сборник «Р – значит ракета» 1962 года. Часть рассказов повторяется (и это всегда создает путаницу), но есть масса новых работ и тоже фантастических. Среди них, например, такие шедевры как «Лед и пламя», «Ревун», «Здесь могут водиться тигры», «Р значит ракета».
После этих двух потрясающих сборников можно почитать знаменитый «Электрическое тело пою!» 1969 года. Шедевры – «И все-таки наш», «Генрих Девятый», «Машина до Килиманджаро». Все это тоже фантастика, но более приземленная, и чуть более сложная в темах.
Три названных сборника можно назвать основными в библиографии мастера. Все они относятся к золотому периоду его творчества – с 1940 по 1960-е годы.
2. После ознакомления с творчеством Брэдбери в его главных коротких вещах, можно смело читать «Марсианские хроники», научно-фантастический роман в рассказах о землянах и марсианах. Это фантастическая рапсодия в наследии автора. Именно благодаря «Хроникам» к писателю пришел успех. Все «Марсианские хроники» делятся на каноничные и не каноничные, но деление весьма условно, так как все рассказы исключительно хороши. Здесь я бы не стал выделять какие-то отдельные вещи. Просто читайте все подряд, и Брэдбери раскроется перед вами как поэт звездного неба.
3. Спустимся с небес на Землю. Здесь, в земных мирах Брэдбери, тоже творится много чего интересного. Третьим пунктом надо читать великий «451 градус по Фаренгейту». Эта антиутопия входит в золотой фонд мировой литературы. Огненная саламандра, сжигание книг, стерильный потребительский ад – все это и многое другое вы узнаете из романа про пожарника, который не тушит, а поджигает. И в конце концов загорается сам – пламенем осознания и понимания сути вещей.
4. После предыдущих двух великих романов нужно в обязательном порядке прочесть третий, который замкнет триптих – «Вино из одуванчиков». Это максимально простая история, даже ближе не к фантастике, а к фэнтези, о выдуманном городе и его выдуманных жителях, где царит волшебное лето и творится куча всяких захватывающих вещей. Роман входит в Гринтаунский цикл, куда включены еще несколько вещей, и их, конечно, тоже стоит читать. Но о них чуть позже, сперва – «Вино».
5. Отойдем от романов и вернемся к рассказам. Здесь я предлагаю прочесть Вам еще один сборник под названием «Механизмы радости» 1964 года, который содержит массу отличных классических историй. Здесь не так много космоса и науки, побольше магического реализма и чудес, но происходящее в рассказах по-прежнему связано с интересными идеями. В сборнике есть такие известные рассказы как «Тот, кто ждет», «Каникулы», «Диковинное диво», «Кое-кто живет как Лазарь», «Лучший из возможных миров». Брэдбери несколько отходит от общего фантастического фона и начинает исследовать совершенно уникальные темы, усиливая свой авторский голос.
После прочтения, можно будет заявить: поздравляю, вы освоили минимум по творчеству Брэдбери. Но это далеко, далеко не все. Это была лишь малая, базовая часть, то есть фундамент. Если читать Брэдбери больше и глубже, он начнет раскрываться с новых неожиданных сторон.