Видения Сновидца или “Кадат” Г.Ф. Лавкрафта
Роман со столь длинным и загадочным названием написан Лавкрафтом в 1927 году и входит в цикл «Мир снов», объединяющий произведения в единое пространство; наряду с «Мифами Ктулху» цикл занимает главное место в творчестве писателя.
Удивительное произведение. Лавкрафт рассказывает о мире снов, который на самом деле существует, но в иной реальности, и попасть туда может только опытный сновидец, способный путешествовать в своих снах. То есть сны у автора – это не бессознательные видения отдельно взятого человека, а некий фантастический мир, объективно существующий по своим законам, совершенно ирреальное место, населенное самыми разнообразными существами, где существуют целые страны и континенты, целые уровни реальностей и древние боги из неведомых глубин. И туда отправляется опытный сновидец Рэндольф Картер, мечтательная, отстраненная натура, человек, который хотел найти удивительно красивую страну под названием Кадат.
Абсолютно весь роман – это одно большое сновидение, до краев наполненное самыми фантастически образами, пейзажами и существами, внешний вид которых потрясает воображение. Такой трип я наблюдал разве что у Кэролла в его «Алисе в стране чудес», но даже в приключениях Алисы есть переход из одного мира в другой. Здесь же повествование сразу начинается с похождений Картера в волшебной стране, одно чудо сменяется другим, и события густо чередуются, перенося путешественника по разным уголкам мистического мира сновидений. Остается только восхищаться силой фантазии Лавкрафта. Чтобы создавать такие картины, нужно обладать гениальным, крайне нестандартным складом ума, даже по меркам писателей-фантастов. Такое чувство, что в «Кадате» Лавкрафт последовательно уничтожает одну преграду за другой, высвобождая место для ничем не ограниченного полета воображения.
Кажется, что действие будет происходить в одном мире, но Картера уносит в совершенно другой, а из того бросает в третий, Картер летит вверх, падает вниз, плывет по морям и карабкается на неприступные скалы, встречаясь по пути с немыслимыми существами, один внешний вид которых способен привести неподготовленного человека в ужас. Здесь-то и проявляется темная сторона таланта автора – он пугает, используя весь арсенал визуальных уродств, каким может снабдить своих монстров. Но парадокс: внушающие страх упыри становятся союзниками Картера, помогают ему, а он отвечает им взаимностью.
Достоинство романа не в сюжете, вовсе нет. Произведение делает таким интересным исключительно описательная часть: местности, существа и боги, города и страны, про которые интересно просто читать. «Кадат» – это роман-экскурсия по миру снов, длинная и подробная. Если читать текст залпом, эффект погружения окажется настолько сильным, что вы выпадете из реальности и, оторвавшись от книги, в первый момент не поймете, где находитесь. Вот в чем основная ценность этой книжки.
По прочтении «Кадата» остается сильное послевкусие, как от крепкого пряного вина, ударившего в голову на голодный желудок. Образность делает это произведение самым необычным в литературе «темного» фэнтези. Кроме мрачной эстетики есть там что-то психоделическое, словно бы на грани сумасшествия, поэтому понять и принять эту книгу сможет наверно не каждый. Нужно быть подготовленным к этому «трипу».